Два тупика.

Дневник путешествий

В этом году открытие каякерского сезона пришлось перенести с майских праздников, так как мы уехали в Крым, а после него мы совершили неудачную вылазку на Волгу, где ужасно замерзли, температура внезапно упала ниже 7 градусов, и мы сошли в Конаково. Надо было исправляться и совершать нормальный подготовительный поход.

Мы выбирали из похода от Медвежьегорска до Кижей и небольшого похода по Ладоге. Даша неутомимо исследовала водные пространства, до которых можно добраться в пределах одного дня, и выбор пал на Финский залив. Маршрут Выборг – Зеленогорск показался нам очень привлекательным, к тому же, это Балтийское море, на котором мы никогда не были, кроме одного раза на пляже в Питере, но его нельзя считать серьезным.

Снаряжение

В каждом походе мы стараемся придумать или применить что-то новое, и этот не стал исключением.

Во-первых, я устал менять перетирающиеся кевларовые тросики рулевых тяг на Ладоге. В беломорском походе это была чуть ли не самая муторная часть моей рутины, и я люто ненавидел инженеров, так бездарно спроектировавших эту важную часть лодки. Решено было пойти интенсивным путём – я заменил часть шнурков на стальной трос, который заплел сам на себя, накинул два слоя термоусадки и оставил прямо в шкуре байдарки, так что перетираться стало просто нечему.

Второе – мы решили экспериментировать с сидушками. В прошлом походе задница ужасно ныла от этих надувных сидушек и мы сначала захотели заменить их на жесткие, но на помощь пришел продавец из греби.ру (да, что странно, там оказался человек, с которым можно было поговорить и получить информацию, спасибо тебе, парень), он подсказал, что можно сидеть на гермах. Мы купили 70-литровые гермы под это дело, и не прогадали. Было сэкономлено куча места в корме, где до этого размещались спальники и надувные коврики. Теперь мы сидели на них, в корме освобождалось место под все мыслимые и немыслимые вещи, так что я стал более спокоен за наш предстоящий летний поход. И кстати сидеть правда удобно. Спальник в герме довольно “анатомичен”, и принимает форму пятой точки.

Третье, и самое важное. Начитавшись “Северных просторов“, Даша стала грезить парусом для байдарки. Поначалу мне эта идея не нравилась, но после беломорского похода я сильно поменял свое мнение. Без сомнения, грести интересно, но порой хочется отдохнуть. Вообще установка паруса в каркасную байдарку это то еще занятие. Существует “заводское” парусное вооружение для Ладоги, с огромной мачтой и двумя аутриггерами. Мало того, что весит этот набор 16 килограмм и превращает байдарку в тримаран, так с ним еще и грести почти невозможно. Не наш выбор. “Северные просторы” ставили дополнительные распорки в шпангоуты и четырехметровую мачту с большим, но не слишком жестким парусом. Это нас тоже не устраивало. В прошлом году из книги “All way round”, повествующей о походе вокруг Австралии, я узнал про паруса от Flat Earth, они всем хороши – небольшой парус ставится на нос каяка, легок в управлении и сильно помогает даже при крутом бейдевинде. Но для него тоже надо установить мачту, чего делать не хотелось. Мы просмотрели еще пару интересных вариантов парусов для каяка, но они все чем-то не устраивали, хотя я бы заказал некоторые на тесты. Чем, возможно, и займусь в следующий раз.

Совершенно случайно Даша наткнулась на парус от Pacific Action, тоже австралийской компании. Парус подкупил своей конструкцией, легко складывающейся и раскладывающейся при необходимости, а также V-образной формой, максимизирующей площадь. По заявлениям производителя, с ним можно ходить галсами против ветра. После небольшой переписки с производителем было решено скорее оформлять доставку самого большого паруса, площадью 2.2 квадратных метра, чтобы успеть проверить его к походу. Парус пришел за неделю, так что времени было предостаточно. Небольшой сложностью стала установка паруса, для этого пришлось купить клепальный инструмент и новые клепки, а затем вклеить петли в корпус байдарки. Я провозился весь вечер и часть ночи, но на следующий день мы с Макаром отправились в Строгино, чтобы вдоволь протестить парус. Первые тесты превзошли все ожидания. На попутном (сильном) ветре парус тащил нас со скоростью 10 километров в час! Даже при слабом ветре он давал нам 2-3 километра, а грести становилось заметно легче. Мы не совсем разобрались с его установкой и практически не смогли ходить в бейдевинд, но мы решим этот вопрос позже, уже на море.

Парус во всей красе, повернут почти на 90 градусов

В сложенном состоянии

Точка крепления на носу сделана из куска стропы, я специально вынес парус подальше, чтобы он не блокировал лючок и мы все еще могли закрепить носовую герму (нет на фото) и иметь к ней доступ. Под мачту паруса пришлось положить дополнительный кусок тезы, чтобы парус не тёр корпус. Также тут видно вообще всю систему крепления.

День 0

Отправляемся на поезде “Лев Толстой”. Сразу видна разница в “обычных” фирменных поездах (наша любимая “Арктика”) и фирменном поезде, идущем в Хельсинки. Купе больше, в каждом – свой кондиционер, которым можно управлять прямо как в “Красной стреле”. Багаж размещаем в непроходном тамбуре, так как в поезде нет грузовых купе, а в наше все могло бы и не влезть. проводники немного против, но не сопротивляются такому раскладу.

На ужин можно было взять вполне приличное горячее блюдо, а утром подавали кашу. Просто великолепно. Очень захотелось проехаться так же, но в СВ.

День 1

В 9 утра мы прибываем в Выборг, на выходе из вокзала сразу находим такси и за 200 рублей доезжаем до пляжа с остановкой в магазине. Тут мы покупаем 10 литров воды, которые, как окажется в дальнейшем, надо будет растянуть на все 4 дня. Жалеем, что не взяли еще 1 день, чтобы посмотреть на город. Как-нибудь надо будет вернуться.

Ветер, подтверждая прогноз, задувает с юго-запада; как раз туда нам и выходить. Первый день по плану – это выход из Выборгского залива. Не спеша, собираем байдарку, обрабатываем стыки стрингеров и рамок антикоррозионным маслом, и под любопытные взгляды местной семьи, приехавшей полюбоваться на море, выходим на воду в 11 часов.

Грести не очень приятно, так как ветер задувает в лицо, и даже парус не поднять, так что приходится сжать зубы, сжать весло и просто грести, не слишком быстро.

GOPR0646.MP4.12_00_26_06.Still003

Дошли до Высоцка, и смогли наконец немного отдохнуть. Протока между островами защищает от волн и немного от ветра, гребем мимо базы береговой охраны и угольного порта. Справа от нас – приграничная зона, и её охраняет внушительное количество вооруженных кораблей.

GOPR0649.MP4.14_40_19_05.Still001

В 15 часов встаем на обед в бухте Большая Пихтовая, пройдя 16 километров. Результат не впечатляющий, мы любим делать не меньше 20 до обеда. Погода не позволяет развить большую скорость и отнимает много сил. Но удача немного робко улыбается нам: ветер заваливается на запад, и 9-километровое пересечение до полуострова Киперорт мы сможем делать в галфвинде. Единственная проблема – снующие туда сюда танкеры. Они пусть и медленные, но нам придется пересекать их фарватер. Включаю рацию на 16 канал. Кстати, на пересечении слегка подпрыгнул от удивления, когда рация ожила и по 16 каналу кто-то стал переговариваться.

Тут мы решаем в первый раз нормально использовать парус, раз уж идем в галфвинд. Как я уже писал, мы не до конца разобрались в том, как ставить переднюю оттяжку паруса, и он постоянно падал. Даше приходится держать парус веслом и не грести, зато мне это снимает кучу головной боли. Во-первых, парус дает как минимум 4 километра в час скорости, и мне одному грести уже значительно легче, чем когда мы гребем вдвоем без паруса. Во-вторых, Даша при гребле ощутимо раскачивает байдарку, что бы я ей ни говорил.

GOPR0652.MP4.16_42_22_12.Still001

Так что мне теперь не приходится компенсировать колебания, и я гребу почти все 9 километров один, лишь слегка заваливаясь направо, чтобы компенсировать крен от паруса.

На выходе из залива солнце долбит прямо в глаза, появляются неприятные камни и видна большая морская волна, которую нагнало с другой стороны залива. Мы опускаем парус, и, немного покатавшись на “американских горках” волн, на веслах доходим до места нашей стоянки. В принципе, мы могли поймать ветер и идти дальше, но бухточка хороша, а в первый день можно и не упарываться сильно. Прошли 26 километров.

День 2

По прогнозу ветер западный/юго-западный, но у ветра свои планы, и с утра задувает с юго-востока. Мы очень рассчитывали, что наш поворот почти на 90 градусов даст нам возможность ловить ветер в бакштаг, но приходится ловить его в лицо. Ветер немного закидывает на юго-запад, и Даша снова держит парус веслом. Льет дождь, небо свинцовое, воздух +10 градусов, так что грести нужно не только для скорости, но и для согрева, а Даша практически не двигается.В правый борт бьет мощная волна, у нее есть много километров, чтобы разогнаться, так что мы рассчитываем, что воды пролива Бьеркезунд нас защитят.

GOPR0662.MP4.08_52_22_16.Still001

Через полтора часа подобных экспериментов мы решаем пристать к суше и перетянуть оттяжку. Теперь-то мы нашли оптимальную степень натяжки и перенесли  точку крепления еще сантиметров на 10 вперед. Парус встает как по команде, вот только ветер теперь дует совсем в лицо.  Еще через час мы входим в пролив, который, как и предполагалось, защищает нас от боковой волны. Грести становится значительно проще, не приходится постоянно коситься направо, одна встречный ветер уже начинает гнать волну вдоль всего залива. Хочется скорее дойти до Приморска, чтобы немного повернуть и попробовать поймать ветер.

Останавливаемся на обед перед Приморском. Погода слегка улучшается, тучи растягиваются, но ветер все еще неблагоприятный. Мы все еще надеемся, что, повернув после Приморска, сможем поднять парус. Однако и тут наши надежды были разрушены. Несмотря на прогнозы с gismeteo, yandex погоды, windguru, ветер дует почти четко с востока, а не с запада. Мы, конечно, можем сидеть и ждать нужного ветра, но тогда дойти куда-нибудь будет проблематично.

В Приморске к нам пристраивается чайка, она летает над нами, и будто насмехается своим “ке-ке-ке” над тем, что мы вынуждены грести против ветра. Вот, мол, посмотрите, я летаю, и таких проблем не испытываю.

За Приморском находится нефтяной порт, там стоят три огромных судна и в них медленно закачивается нефть из гигантских хранилищ. Пока мы гребем в их сторону, замечаем странную рябь на волнах. Она означает смену направления ветра: наконец-то, подул западный! Нам не нужно второго приглашения, парус взмывает вверх, и мы тут же набираем скорость в 6-7 километров в час.

Следующие 40 минут мы просто сидим в байдарке и отдыхаем, наслаждаясь видом и непривычным ощущением движения при отсутствии работы руками. До того как подул ветер, мы планировали заночевать сразу за портом, но теперь решаемся на пересечение до мыса Маринниеми. На самом пересечении ветер слегка поутихает и нам приходится взяться за весла. Но нам это не трудно, ведь парус все еще тащит нас вперед, несмотря на то, что мы идем в бейдевинде. Немного ощущается нехватка шверта, но мне довольно удобно корректировать курс рулём, главное не забывать об этом.

За день проходим 41,6 километра, побивая даже свой рекорд в 40 километро на речке Селижаровке, где течение несло нас весь день посильнее этого ветра. При подходе к берегу виднеются палатки туристов, а мыс занят сразу несколькими палатками, так что встаем там, где есть место. Вдоль берега ходит одинокий виндсёрфер, чуть ранее мы заметили двух сёрферов на SUP’ах. Цивилизация все ближе.

Что радует в Балтийском море, так это отсутствие приливов и отливов. Они конечно есть, но ими можно пренебречь. Не нужно считать когда выходить, а когда приставать к земле. Никаких тебе литоралей. Одним словом, сказка.

В первый день мы шли полностью на пресной воде, а во второй решили не тащиться до озера, находившегося по карте в полутора километрах от стоянки. Это скорее связано с ощущением близости цивилизации, но оно обманчиво, воды тут не так много.

Однако, так как вода в море не слишком соленая, я просто фильтрую её через марлю, чтобы отсеять все мелкие водоросли и песчинки, и теперь мы варим еду только на ней. Остатки пресной воды (около четырех литров) используем в чай и в бутылки для питья в течение дня.

День 3

С утра слышим жуткий шум волн. Из палатки кажется, что снаружи лютует шторм, хотя ветер не особо сильный. Без особого желания я вылезаю посмотреть, и обнаруживаю, что это всего лишь мощный прибой, бьющий в берег. В принципе с вечера можно было понять, что так и будет, если бы мы потратили время, наблюдая за волнами. Теперь придется выходить в прибой – то еще удовольствие. Встань мы на 200 метров левее, нас бы защитили камни. Но мы не горим желанием тащить байдарку вдоль берега, и хотим попробовать выйти в прибой. Ветер дует с моря, но все же снова немного заваливается на восток. Чуть поотдаль, в море, виднеются уже более крупные закрывающиеся волны, обозначая траекторию нашего движения (сильно мористее).

Выходим в прибой. Он норовит развернуть байдарку и залиться нам в кокпит. В принципе, он довольно слабый и можно было сильно не переживать, но когда мы отходим метров на 200 от берега и начинаем надевать юбки, внезапно перед нами вырастает хорошая такая закрывающаяся волна, которая, к счастью, была рассечена носом байдарки.

GOPR0681.MP4.07_42_19_14.Still001

Далее идем по довольно высоким, но длинным волнам. Ветер снова долбит в правый борт, и заваливается в левентик, то тут то там срываются, подсеченные подводными камнями, крутые волны. Одна даже прилетает нам в борт, перекатывая байдарку. Не самые приятные ощущения, но ничего критичного, идем дальше более осторожно. Вообще длинную волну почти незаметно, даже если в высоту она под метр, байдарка просто медленно опускается и поднимается. Короткие волны, даже невысокие, бьют сильно и проверяют тебя на равновесие.

GOPR0682.MP4.07_54_07_03.Still001

Делаем 15 километров и останавливаемся отдохнуть. Однако, место выбираем – хуже не придумать. Повсюду камни, долбит прибой, и мы вынуждены лавировать, на сколько это возможно на шестиметровой груженой лодке, среди лабиринта камней, которые определяем по срывающимся с них волнам. Удовольствие так себе. Выходя обратно, несколько раз сели на пузо и сидели так в ожидании следующей волны, которая бы приподняла нас. Однако, опыт.

GOPR0685.MP4.10_39_07_12.Still001

Ветер то приходит, то уходит, но все равно добавляет нам как минимум километр в час и сильно снимает нагрузку с рук. Правда порой мы опускаем парус, когда дует уж совсем в лицо. К обеду ветер начинает стихать и выходит солнце.

Обедаем на пляже какого-то очень дорогого дачного поселка. Я сходил к дачам, и прислуга в одних хоромах, видимо, признав во мне равного себе, согласилась наполнить мой бурдюк пресной водой. Теперь у нас 6 литров пресной воды, и этого хватит еще на долго.

После обеда ветер утихает полностью и включается жуткая жара. Мы были готовы к холоду, но на моих Suunto  +42, приходится снять куртки, гребля превращается в какой-то suffer fest.

После двух жары все же включают ветерок, который потом становится попутным. Это не может не радовать. Я включаю рацию и ловлю там “Радио На Двоих”, которое крутит Игоря Николаева в перемешку с попсой 80-90хх, но почему-то эта музыка очень хорошо заходит, и мы бодро продолжаем наше движение, в основном под парусом.

Мы заходим за мыс Песчаный, и обнаруживаем длинную вереницу каких-то зданий, строений, судя по всему, лагерей отдыха. Вот где-то тут нам надо встать. Сначала мы хотели встать на Песчаном, но усилившийся попутный ветер как бы сказал нам “ребята, используйте меня пока я есть”. Хоть и нехотя, но мы уходим на девятый ходовой час, за который преодолеваем еще шесть километров, и пристаем к берегу между двумя детскими лагерями. Повсюду ходят дети с родителями, у них родительская суббота.

Перед нами отличный лесок, который так и просится, чтобы мы поставили в нем палатку, но он почему-то обнесен невысокими столбиками с натянутой между ними веревкой, а через каждые 100 метров стоят таблички, запрещающие вход.

От детей и родителей не удалось добиться внятного ответа, что же там.

Мы устали, и не хотим идти даже на попутном ветре, так что игнорируем знак и ставимся в лесу, там прохладно и хорошо, как раз то, что нужно после дня жуткого солнца. По карте в телефоне мы узнали, что встали на территории “Спа Ризорта”, поистине лакшери место.

Мы сильно обгорели и ощущаем некоторую степень обезвоживания, так что довольно быстро ложимся спать. О степени нашей усталости говорит даже то, как мы ставим палатку.

За день пройдено 44 километра и мы мечтаем о том, сколько же мы сможем пройти, если попутный ветер будет дуть весь день. С этими мыслями я засыпаю еще до наступления 9 вечера.

День 4

Вообще наш амбициозный план – дойти до парка 300-летия Петербурга. Менее амбициозный – до Сестрорецка. Мы выбираем реальный – до Зеленогорска. Хотя ветер и попутный, мы просто не хотим больше сидеть в байдарке. Четвертый день подряд это тяжело, да и хочется побольше погулять по Питеру. Быстрые сборы, скорее на воду, преодолеваем 10 километров за полтора часа, собираемся, обедаем оставшимся сублиматом, вызываем такси, и к двум часам дня мы в Питере.

Тут мы идем в музей Арктики и Антарктики, и просто едим, наслаждаясь безлимитным количеством пресной воды и разнообразием еды. Мы выполнили все поставленные цели, протестировали парус, новые рулевые тяги и сидушки, а также новое антикоррозионное масло, и всем остались довольно. Начинается подготовка к беломорскому походу по Терскому и Кандалакшскому берегам.

На пути обратно в поезде “Мегаполис” нас кормят бутербродом с красной икрой. Отличное завершение длинных выходных.

Общие рекомендации:

Выборгский залив хорошо защищен от больших волн, им там негде образовываться, множество островков позволяют укрыться от ветра, однако следует учесть, что залив судоходный и не залезать в фарватер.

Финский залив намного менее спокойный, волна может нагоняться как с моря, так и с другой стороны залива. Берега частично заболочены и проход к ним затруднен камнями, у берега изобилуют отмели и каменистые косы. Отмели и камни, лежащие на расстоянии 200-400 метров от берега, легко определяются в волнение по срывающимся с них волнам. В спокойную погоду лучше идти мористее берега. В заливе достаточно и песчаных пляжей, которые несложно найти на карте. Следует планировать поход таким образом, чтобы иметь несколько запасных вариантов. Ближе к Санкт-Петербургу повышается плотность застройки, и найти спокойное место для стоянки становится проблематично, имеет смысл вставать на границах детских лагерей и подальше от населенных пунктов, исходя из простой предосторожности. Практически везде есть покрытие мобильными сетями, есть выход в интернет. Вдоль практически всего залива проходит Приморское шоссе, что открывает путь для отступления практически в любой моменту. Таким образом, поход по Финскому заливу удобно использовать как тренировочный.

А вот и наш трек:

И как всегда, немного упоротое видео